Определение порядка общения с ребенком

Спор между родителями об определении порядка общения с ребенком

Закон определяет, что родитель, который не проживает вместе со своим ребенком, но при этом не лишен родительских прав имеет право на установление определенного режима общения со своим ребенком. Об установлении такого порядка общения между родителями может быть достигнуто соглашение, но если такого соглашения не удалось достичь, то проблема подлежит разрешению в судебном порядке (ст. 66 СК РФ).

Родитель, чье право на общение с ребенком нарушено, вправе обратиться в суд с иском об определении порядка общения с ребенком. В исковом заявлении должен быть указан четкий порядок общения с ребенком, приемлемый с точки зрения истца. Этот вариант общения должен быть сбалансированным, то есть составленным с учетом баланса прав и законных интересов как обоих родителей, так и, прежде всего, самого ребенка. В иске обычно указываются дни и часы каждой недели, в которые ребенок должен находиться с тем из родителей, с которым он не проживает (отдельно может быть оговорен порядок общения в праздничные дни, во время каникул, во время отпусков и т.п.)

Споры об определении порядка общения с ребенком рассматриваются с обязательным участием органа опеки и попечительства, который в ходе спора готовит и высказывает свое заключение по делу. Кроме того, орган опеки и попечительства по ходу рассмотрения спора составляет акты обследования мест проживания обоих родителей, в которых указывает насколько места проживания отвечают установленным нормам и правилам с точки зрения возможности нахождения в них ребенка.

Доказывание по делам об определении порядка общения является сложным процессом, поскольку суд при вынесении решения должен принять во внимание довольно много факторов. Он должен учесть ритм жизни ребенка (нахождение в детском саду, в школе, участие в разного рода кружках, секциях и т.п.) и ритм жизни каждого из родителей. Но прежде всего суд должен учесть психологическую составляющую спора, то есть психологические нюансы отношений между родителями и ребенком. С этой целью суд вправе назначить по делу проведение психологической экспертизы. На разрешение эксперта-психолога ставятся вопросы об отношении ребенка к каждому из родителей и об отношении каждого из родителей к своему ребенку. Заключение эксперта является важнейшим доказательством по делу, в значительной степени предопределяющим его исход, поэтому необходимо учитывать, что в случае неполноты экспертного исследования, а также в случае иных его недостатков стороны спора имеют право на заявление ходатайств о проведении дополнительной и повторной экспертизы (если же, к примеру, результат второй экспертизы будет противоречить результату первой экспертизы, то суд назначает проведение третьей экспертизы, что позволяет выявить экспертное мнение «большинством голосов»).

Обычно до того, как суд назначает проведение по делу психологической экспертизы, он собирает другие доказательства, массив которых позволяет эксперту сделать более точные выводы. К этим доказательствам относятся свидетельские показания (показания соседей, знакомых, родственников, учителей, воспитателей и т.д.); характеристики и иные документы, свидетельствующие о характере отношений родителей с ребенком. Круг доказательств, которые анализирует суд в процессе спора, четко законом не установлен, но все доказательства должны иметь то или иное отношение к предмету спора (отвечать критериям достоверности, допустимости и относимости).

Закон устанавливает, что в случае рассмотрения семейного спора суд должен учитывать мнение ребенка, а учет мнения ребенка, достигшего 10 лет, обязателен (ст.57 СК РФ). Поэтому в случае рассмотрения спора об определении порядка общения с ребенком суд в обязательном порядке должен учесть мнение ребенка, которому исполнилось 10 лет. Его мнение всегда будет иметь для суда чрезвычайно важное значение, поскольку суд исходит, прежде всего, из соблюдения его интересов (суд не должен нарушать процесс обучения, участия в кружках и т.п.).

В результате рассмотрения спора суд выносит решение, которым устанавливает структуру отношений родителя, не проживающего с ребенком, с этим ребенком. Для сторон спора (то есть обоих родителей) это решение носит обязательный характер. Если кто-то из родителей не выполняет решение суда, то к нему применяются меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях и законодательством об исполнительном производстве. Если же неисполнение решения суда носит злостный характер, то суд по требованию родителя, который не проживает вместе с ребенком, может принять решение о передаче ему ребенка (при вынесении такого решения учитываются мнение и объективные интересы ребенка).

Важно учесть тот факт, что решение суда обязательно именно для родителей, но не имеет обязательной силы для учебных организаций – детских садов, школ и т.п. Родители не имеют права на основании решения, определяющего порядок их общения с ребенком, требовать соблюдения этого порядка и от учебного заведения, поскольку каждый из родителей имеет с точки зрения государства равный по отношению к ребенку статус законных представителей. Любой из законных представителей имеет равное право на представление ребенка, на общение с ним и не может быть никем ограничен в этом общении. Спор между родителями носит характер исключительно частного спора между ними и ничего не предписывает каким-либо организациям.