Производство по административным делам об оспаривании решений

Оспаривание в суде решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления (административные иски)

Гражданин, организация, иные лица, считающие, что их права были нарушены органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, организациями, наделёнными отдельными государственными или иными публичными полномочиями согласно российскому законодательству имеют право обратиться в суд с требованием об оспаривании соответствующего решения (действия или бездействия).

Для обращения в суд по данной категории дел необходимо подать в течение трёх месяцев со дня нарушения права административное исковое заявление в суд соответствующей юрисдикции. Если спор не связан с предпринимательской деятельностью, то иск подается  в районный суд по месту нахождения органа власти, допустившего нарушение права. Если же нарушение допущено в сфере предпринимательской деятельности, то иск  должен быть подан в арбитражный суд.

Исковое заявление подаётся в суд в письменной форме, с указанием суда, куда подаётся заявление, сведений об истце и ответчике, подписывается административным истцом (его представителем) с указанием даты внесения подписи. В административном исковом заявлении также необходимо указать наименование, номер и дату принятия оспариваемого решения (действия); сведения о том, в чём именно заключается нарушение права; нормативный правовой акт, положения которого были нарушены по мнению истца; сведения о том, подавалась ли истцом по этому вопросу жалоба в вышестоящий орган, и, соответственно, формулировку самого требования о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему - по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

В качестве меры предварительной защиты по административному иску суд вправе приостановить действие оспариваемого решения в части, относящейся к административному истцу, или приостановить совершение в отношении административного истца оспариваемого действия (ходатайство об этом может содержаться в тексте самого административного искового заявления).

Административные иски рассматриваются судом в течение месяца, исключение составляет Верховный Суд Российской Федерации, который рассматривает такого рода дела в течение двух месяцев.

Административное исковое заявление ориентировано в основном на изучение процедуры вынесения решений, то есть на то, насколько орган власти выполнил процедурные требования закона при осуществлении своей деятельности. Оно не ориентировано на спор о праве на некие блага (для такого рода случаев закон предполагает использование гражданского иска). Поэтому при обращении в суд с иском необходимо тщательно проанализировать ситуацию и точно определить правовой коридор действий. Необходимо, проконсультировавшись с юристом, определить какой вид иска – административный или гражданский – должен быть использован в каждом конкретном случае.

Важной особенностью рассмотрения административных исков является распределение бремени доказывания. Истец должен указать лишь момент нарушения требований закона, а ответчик (орган власти, должностное лицо) обязан в соответствии с законом доказать соответствие своих действий требованиям законодательства. Иными словами, бремя доказывания в такого рода спорах лежит на ответчике, что отличает административный иск от обычного гражданского иска и облегчает положение истца.

Тем не менее, представителями в спорах по административным искам могут быть только лица с юридическим образованием, поскольку каждый спор требует детального знания законодательства.

В законодательстве отмечены отдельные вопросы, по которым в суд подаются административные иски.

Глава 24 КАС РФ посвящена производству по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. В этой главе речь идёт о том, как подается обращение граждан в суд по данной категории дел, указаны сроки подачи административных исковых заявлений по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме, сроки и порядок рассмотрение дел, а также порядок прекращения рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме.

Глава 25 КАС РФ освещает вопросы, связанные с производством по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.

В главе 26 КАС РФ говорится о производстве по административным делам о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок. Право на судопроизводство в разумный срок и право на исполнение судебного акта в разумный срок являются неотчуждаемыми и непередаваемыми правами гражданина. Данный вопрос также освещается Федеральным законом «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» от 30.04.2010 N 68-ФЗ.

Глава 27 КАС РФ посвящена производству по административным делам о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, её регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису. Данная категория дел не встречается часто, но является одной из самых важных, так как затрагивает конституционные основы государства – свободу средств массовой информации, свободу вероисповедания и политический плюрализм.

Глава 27.1 КАС РФ является сравнительно новой и посвящена производству по административным делам о признании информации, размещённой в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Также похожую категорию дел освещает глава 27.2 – «Производство по административным делам о признании информационных материалов экстремистскими».